Не верьте словам - они обманчивы
В интернете много разной информации и мнений о развитии духа. Если человек чувствует, что пришло время меняться, он начинает искать пути и информацию, которая поможет ему разобраться в этом вопросе. Самое простое, найти книгу или статью в интернете. Но как только человек начинает читать, он попадает в ловушку, из которой сложно будет выбраться.
Я не стал бы заострять на этом внимания, если бы один из наших студентов не отметил очередную статью как понравившуюся. Вот полный текст этой статьи на фейсбуке.
Комментировать всю статью не имеет смысла, так как цель состоит не в критике взглядов, а в желании показать, как не осторожно сказанное слово может остановить человека на пути развития духа. (а в каких-то случаях намеренно сказанное)
Человек заслуживает права называться человеком, только благодаря характеру. Существует много способов развития характера. Например, его можно формировать при помощи изучения буддизма, синто, каллиграфии, чайной церемонии, икебаны и так далее. Любой из этих «Путей» позволит прилежному последователю достичь высшей цепи, то есть стать Человеком.
Ловушки бывают многоуровневые. Они формируют подсознание не заметно, шаг за шагом, скрываясь за красивым звучанием. "Человек заслуживает права называться человеком, только благодаря характеру". Что плохого в словах о характере? Вроде все правильно. Характер, как следствие проявления духа, нужно развивать. Это ключевой момент фразы, который притягивает. Но слова "Человек заслуживает права называться человеком" ложатся в подсознание... «Это право нужно заслужить». А если заслужить, то кто-то должен оценить уровень заслуг. Это будут окружающие люди или сам человек может принять такое решение. Заслужил - называйся человеком, не заслужил... Тогда ты кто?
Следующий шаг, можно посмотреть по сторонам. А тот кто рядом с тобой заслужил? Задавая такие вопросы мы начинаем оценивать людей и как следствие делить их на тех кто заслужил, не заслужил или в процессе заслуживания.
Хочу сразу оговориться, раз мы заговорили о душе, то было бы не правильно забывать о Боге. Используя это слово, я не хотел бы ограничиваться религиозными понятиями. Речь идет о гораздо большем, что нельзя вписать в рамки слов. Если это слово для кого-то "не звучит", замените его на слово Вселенная.
Многие пытались говорить о Боге, но сложно говорить о том, что лежит за пределами нашего мозга. Его можно иногда чувствовать, но сказать не возможно. Тогда придумывают правила - например заповеди. Но исполнение заповедей это не путь развития души. Путем является стремление понять эти заповеди.
Занимаясь практикой, начинаешь понимать, что по мере расширения твоего сознания, те вещи, которые казались правильными теперь кажутся не правильными и наоборот. То, что было не допустимо, становится допустимым. Если раньше человека осуждал, то теперь начинаешь его понимать. Нет не оправдывать, меняя плохое на хорошее, а видеть, что иначе он не мог. И это часть его жизненного пути. Только проживая это, понимаешь слова заповеди "Не суди и не судим будешь." Но как только в твоем подсознании засядут слова "Человек заслуживает права называться человеком", весь мир поделится на две части. С одной будут стоять «Заслужившие», а с другой «Не заслужившие». Я уверен, что человек называется человеком только потому, что Бог создал человека. И не нам судить о Боге удалось его творение или нет. Вы можете со мной не согласиться, но однажды, занимаясь практикой или не занимаясь ею, сможете понять, что мудрость Вселенной безгранична и в ней не бывает ошибок.
Однажды я читал книгу великолепного Мастера, Учителя. Этот роман был наполнен любовью и мудростью. Мне казалось, такое произведение мог создать только человек с невероятно большой душой. И на сколько я был удивлен словами этого человека, когда он писал о трудностях своего пути. "Самое сложное для меня, это научиться любить людей". Я согласен с ним - это самое сложное, но без этого вы не сможете идти дальше... Но если в вашей душе засядут слова "Человек заслуживает права называться человеком, только...", вы не сможете научиться любить людей.
Например, его можно формировать при помощи изучения буддизма, синто, каллиграфии, чайной церемонии, икебаны и так далее.
Сложно сказать, что автор имел ввиду, используя слово "изучения". Но что сказал, то сказал. Дело в том, что для большинства людей изучение в большей степени ассоциируется с некоторым научным процессом. Не важно, какой это уровень - первый класс или институт. Нам рассказывают, мы читаем, анализируем, запоминаем. У нас формируется определенное понимание процесса изучения. Это понимание откладывается в подсознании. Мы не анализируем каждое сказанное слово. Мозг так устроен, что мы слышим слова, и они накладываются автоматически на наши привычные шаблоны, которые лежат достаточно глубоко. Следующий шаг это формирование восприятия сказанного или прочитанного. Конечно, нас потом предупреждают, что Буддизм это прежде всего практика. Но это уже не имеет значения. Вы все равно сидя в медитации, будете в состоянии "изучения". Дело в том, что Буддизм это не просто процесс практики. Буддизм не нужно изучать. Его можно использовать как инстумент. Выйти при помощи него за рамки привычного мышления. Если мы используем в мышлении любой последовательный процесс ( например логику ) или поиск чего либо без логики, мы все равно отталкиваемся от чего либо. В медитации нет того, от чего можно оттолкнуться, там нечего изучать. Это скачок сознания в другое измерение. Вы не знаете где оно, и не знаете как туда прыгнуть. Есть просто инструмент и правильный настрой. Изучать нечего. Но эти слова... Они сидят в подсознании как огромный камень, привязанный к ногам. И Вы не можете прыгнуть.
Ученики должны всегда держать в уме, что меч, если его используют со злым сердцем (дзясин), становится «мечом убивающим» (сацудзин-кэн) или оружием убийства. История знает немало фехтовальщиков, которые потеряли свои жизни только потому, что их сознание (сердце, дух) было «неправильным» (несправедливым, нечестным).
Уделять этому абзацу много времени, наверное не нужно. Кто мне скажет, что такое справедливо, честно или не честно. В детских сказках есть плохие и хорошие, но в жизни все постоянно меняется. Женщина жалуется на своего мужа своей подружке и та ей сочувствует, ах он такой-сякой... А муж, рассказывает своему другу, как его подставила жена. По сути, и тот и другой рассказывают одну и ту же историю. Отличаются только маленькие нюансы. Но все дело именно в них. У каждого человека в голове своя вселенная, свои нюансы, свое понимание. Тогда где же находится справедливость? В уголовном кодексе? Я слышал, что ученые математически доказали, что если пытаться поместить жизнь в рамки законов, при этом увеличивая постоянно количество поправок и уточнений, то в результате эти уточнения приведут к взаимному противоречию. Не возможно жизнь описать понятиями правильно и не правильно. Если вы попытаетесь это сделать, то это неизбежно приведет к разочарованию. Для воина нет разочарований. Такие ошибки приводят его к преждевременной смерти.
Из практики могу сказать, что если фехтовальщик имеет злое сердце или доброе ( как ему кажется ), то это всегда путь к проигрышу. А если человек что-то держит в уме, то это вообще лишает его возможности двигаться.
Бусидо требует от своих последователей проявления духа самопожертвования. Такого духа, когда один человек желает посвятить свою жизнь другому, но тому, кто способен оценить истинное достоинство первого.
Опять мы попадаем в ловушку. Вся история рассказывает нам о великих людях, которые жертвовали собой ради других. Прислушайтесь к себе, неужели вы считаете, что поступок человека может говорить о его духе? Последнее время мы все чаще слышим о подростках, которые кончают жизнь самоубийством. Мы слышим о людях, которые взрывают себя в толпе ради идеи, которую вбили им в голову. Абсолютно не важно, жертвуете вы жизнь за человека или за идею о спасении веры или земли от неверных. Речь идет об абсолютном отсутствии понимания, что такое жизнь. Мы сейчас говорим о самоубийцах, но если вы соприкоснетесь с людскими страданиями и болезнями, то будете крайне поражены огромным количеством людей, которые подсознательно хотят умереть. И только страх перед смертью или страх быть наказанным за этот грех останавливают их. Но сейчас психология достигла больших высот и убедить такого человека, что это не грех, а геройство, совсем не трудно. И вот я читаю слова: "Бусидо требует от своих последователей проявления духа самопожертвования." Вы представляете, что значит требует? Вы представляете как ложатся эти слова на сознание не зрелых людей, и к чему это приводит?
Согласно учению бусидо, воин с готовностью умирал за человека, который действительно понимал его. Классики считают этот дух замечательным выражением глубочайших и искреннейших эмоций.
" Согласно учению бусидо, воин с готовностью умирал за человека, который действительно понимал его". Эти слова выходят за рамки Бусидо. Если мы говорим о Японии, о кодексе воина, о Бусидо, то самураи умирали за своего господина не потому, что он их понимал. Это были причины гораздо более серьезные. Интересно, как человек понимал, понимают его или нет? Статистика разводов за 2013 год в нашей стране 54,5% по отношению к заключенным бракам. Уверяю вас, большинство людей, которые женились, считали что их пара их понимает. Из оставшихся 45% около 95% процентов понимают, что их не понимают, но продолжают жить в браке потому, что это удобно. Оставшиеся 5% процентов это счастливые романтики. Ну а если серьезно, то воин никогда не требовал, что бы его понимали. Если говорить о высших формах воинского искусства, когда воин - это мастер дзен, то ему этот вопрос вообще безразличен, потому что он знает, что ни кому не нужно его понимать. Но для вас важно понимание. За это понимание вы готовы умереть… По моему здесь попахивает продажностью. Если ты меня понимаешь, то я за тебя умру, а если нет… На первый взгляд, это может показаться болтовней. Но если вы читаете такие книги или статьи и ставите свои лайки, то человеку, который так вольно интерпретирует Бусидо ничего не стоит убедить Вас, что он хорошо Вас понимает.