1942 год часто называют годом рождения современного айкидо. Именно в это время DAI NIHON BUTOKUKAI, стремясь к стандартизации методики преподавания и номенклатуры современных японских боевых искусств, договорилась с представителем KOBUKAI Минору ХИРАИ о том, чтобы назвать форму дзюдзюцу, разработанную Морихэем Уэсибой, айкидо. Таким образом, айки будо присоединилось к дзюдо, кэндо, кюдзюцу и другим современным боевым искусствам. Если рассматривать развитие искусства Морихэя Уэсибы с точки зрения 1942 года, то это время больших перемен, поскольку в том году основатель переехал в Иваму в разгар Второй мировой войны. Именно там он приложил немало усилий, чтобы отточить свои технические навыки и достичь более высокого духовного уровня. Сам основатель заявил, что именно в годы, проведённые в Иваме, он усовершенствовал своё айкидо. Поэтому не будет ошибкой считать 1942 год разделительной линией между айки-будо и айкидо. На самом деле в то время в Японии айкидо почти не практиковалось из-за сокращения числа молодых людей, мобилизованных на войну. Таким образом, хотя можно считать, что айкидо зародилось в 1942 году, его настоящий расцвет начался уже после окончания войны, когда Генеральный штаб союзных войск ослабил запрет на боевые искусства.
9 февраля 1948 года в префектуре Ибараги был зарегистрирован фонд ZAIDAN HOJIN AIKIKAI, основанный AIKIKAI HOMBU DOJO, который стал историческим продолжением Kobukai. Додзё Хомбу было переведено в Иваму из-за ограничений, введённых в Токио после войны. В то время додзё Вакамацу было додзё только на бумаге, так как в нём жили несколько семей, пострадавших от бомбардировок. Какое-то время он даже использовался как танцевальный зал для оккупационных войск. В те годы большинство японцев в первую очередь заботились о том, чтобы наесться досыта. Это, в сочетании с тем фактом, что искусство было практически неизвестно, привело к низкой посещаемости тренировок. Морихэй Уэсиба проводил большую часть времени в Иваме, занимаясь сельским хозяйством и интенсивными тренировками. Нынешний ДОСЮ, Киссёмару Уэсиба, работал в фирме «Осака Сёдзи», занимавшейся ценными бумагами. Таким образом, Айкикай, в котором не было штатных инструкторов, начал свою деятельность медленно.
В другом месте Гозо СИОДА, увлечённый довоенный ученик Уэсибы, в 1950 году устроился охранником в сталелитейную компанию «Нихон Кокан», которая переживала трудовые волнения. Это привело к тому, что в 1952 году он начал регулярно преподавать айкидо в нескольких подразделениях компании. Также в этот период Сиода проводил многочисленные демонстрации айкидо в полицейских участках. Вскоре после этого он создал организацию «Ёсинкан Айкидо».
Примерно в это же время в Университете Васэда были посеяны семена айкидо Томики. В апреле 1951 года Кэндзи Томики возглавил университетский клуб дзюдо. В дополнение к стандартным занятиям дзюдо он продолжил экспериментировать с серией приёмов, выполняемых из отдельной стойки, под названием «Рикаку тайсэй». По сути, это были приёмы айкидо, которые, по мнению Томики, составляли важную и дополняющую часть общей программы обучения дзюдо. Начиная с апреля 1952 года Томики начал проводить официальные курсы «упражнений по дзюдо» сначала для женщин, а затем для смешанных групп. Эти курсы также включали в себя такие элементы, как ката по айкидо, и в это время было проведено много предварительных исследований, которые впоследствии легли в основу системы Томики.
Следует также отметить, что Нориаки Иноуэ, племянник Морихэя Уэсибы, который тогда был известен как Хокен, преподавал в Токио на авиабазе Тачикава незадолго до начала Корейской войны. Позже он преподавал в Ёёги Синмати. Хотя это и не задокументировано, похоже, что в то время Иноуэ использовал название «айки будо». Позже, примерно в 1956 году, его искусство стало называться «синва тайдо» и, наконец, «син’эй тайдо». Иноуэ долгое время жил независимо от своего дяди и, по-видимому, почти не контактировал с додзё Айкикай Хомбу.
К этому времени основатель начал понемногу выбираться из Ивамы. В 1952 году он провёл несколько месяцев в Осаке, помогая Бансэну ТАНАКЕ в открытии его нового додзё. В начале 1950-х он также несколько раз ездил в префектуру Вакаяма, где посещал святилища и преподавал в додзё Кумано Дзюку Митио ХИКИЦУТИ.
Важное событие для зарождающегося нового вида искусства произошло в 1954 году, когда в Токийском спортивном зале в Сендагая прошла масштабная публичная демонстрация, организованная Ассоциацией продления жизни. На этой выставке присутствовало около 15 000 человек, и считается, что это была первая крупномасштабная публичная демонстрация после войны. Среди участников были Гозо Сиода и Коити Тохей, и ажиотаж, вызванный этим событием, во многом способствовал популяризации айкидо. В частности, Сиода произвёл сильное впечатление и вскоре смог заручиться поддержкой Сёсиро Кудо из банка «Томин» и Киити Минами из целлюлозно-бумажной компании «Кокусаку». Наличие финансовой поддержки привело к созданию в 1955 году додзё Ёсинкан по айкидо в Цукудо Хатиман. В том же году Сиода опубликовал книгу по базовым техникам айкидо, и это искусство даже начали показывать по телевидению.
Затем, в 1956 году, Айкикай провёл серию демонстраций в течение пяти дней, во время которых основатель Уэсиба появился в универмаге «Такасима» в Нихомбаси. Примерно в это же время Киссёмару уволился с работы, чтобы полностью посвятить себя преподаванию айкидо. Кроме того, Айкикай получил поддержку с приездом Андре Нокэ, французского дзюдоиста, летом того же года. Нокэ стал УЧТИДЕСИ в додзё Айкикай Хомбу и жил вместе с семьёй Уэсибы. Помимо того, что он был увлечённым практиком, он имел хорошие связи в дипломатических кругах и организовывал визиты многочисленных иностранных высокопоставленных лиц в додзё Айкикай, чтобы они могли наблюдать за демонстрациями. Некоторые из наиболее талантливых людей, присоединившихся к Айкикай после войны, начали преподавать в других местах, и по всей стране стали появляться филиалы додзё. Среди этих учителей были такие известные личности, как Кисабуро Осава, Коити Тохэй, Хироси Тада, Сёдзи Нисио, Сэйго Ямагути и Нобуюси Тамура, и это лишь некоторые из них. Сигэнобу Окумура, хотя и работал полный рабочий день, также принимал активное участие. Фукико СУНАДОМАРИ была главой женского инструкторского состава и принимала активное участие во внутренней жизни додзё и делах семьи Уэсиба.
В распространении Ёсинкан Айкидо Шиоде помогали такие люди, как Киёюки ТЕРАДА, Сигэхо ТАНАКА, Тадатака МАЦУО, а позже — Такаси КУСИДА и Кёити ИНОУЭ. Ёсинкан был очень активен, проводил публичные демонстрации и получал широкое освещение в СМИ.
Несмотря на то, что появлялись различные учебные программы и организационные структуры стилей Айкикай, Ёсинкан и Томики Айкидо, личные связи, сформировавшиеся в период КОБУКАН ДОДЁ, сохранялись. Например, Айкикай и Ёсинкан иногда участвовали в одних и тех же демонстрациях, а Кэндзи Томики время от времени преподавал в Айкикай в середине 1950-х годов.
Айкикай представлял собой продолжение довоенных усилий Морихэя Уэсибы и пользовался престижем, связанным с его именем. В конце 1950-х годов он также начал создавать сеть филиалов и университетских клубов, которые позже были объединены в федерации. Более того, Айкикай смог сформировать сплочённый преподавательский состав на основе активной программы ученичества. Благодаря такому подходу сформировалась сплочённая команда молодых профессиональных инструкторов, которые дополняли усилия старших преподавателей. Именно успех на организационном уровне и активное формирование инструкторского состава привели к численному превосходству Айкикай над другими стилями. Киссёмару Уэсиба и его ближайшие соратники заслуживают большой похвалы за этот прогресс. Сын основателя в 1957 году опубликовал свою первую книгу под названием «Айкидо», за которой последовало более 20 книг, имевших большой успех и впоследствии многократно переиздававшихся.
Также важно отметить вклад Коити Тохэя в развитие Айкикай. Выдающийся мастер боевых искусств с общительным характером, Тохэй проводил много времени за границей, в основном на Гавайях, где вскоре сформировалась активная группа последователей айкидо. Более того, Тохэю удалось собрать средства для испытывавшего нехватку средств Хомбу Додзё в первые годы его существования. Он также входил в узкий круг лиц, принимавших решения в Айкикай, и был зятем Киссёмару, так как они оба женились на сёстрах друг друга. Хотя позже они оказались втянуты в ожесточённый спор, который привёл к окончательному разрыву, в то время они работали вместе, и айкидо процветало. К концу 1950-х годов Морихэй Уэсиба делил своё время между Ивамой и Токио. Уэсиба также стал всё чаще ездить в Кансай и префектуру Вакаяма. Однако он не принимал активного участия в управлении и организационных вопросах в Хомбу Додзё. Роль Уэсибы в тот период заключалась в основном в обучении и в том, чтобы символизировать высшие цели искусства.
В Университете Васэда Томики продолжал экспериментировать с введением соревнований в айкидо в конце 1950-х — начале 1960-х годов. На этом этапе был разработан и проходил испытания вид практики под названием ТОСЮ РАНДОРИ, или свободные соревнования с пустыми руками. Томики хотел получить благословение основателя на свои усилия. Между Томики и Айкикай происходил обмен мнениями, а Сигэнобу Окумура часто выступал в качестве посредника. Однако основатель был очень непреклонен в этом вопросе и категорически настаивал на том, что айкидо не включает в себя соревнования. В результате между Томики и Айкикай возник раскол, и Томики продолжил заниматься самостоятельно.
В 1960 году впервые была проведена Всеяпонская демонстрация айкидо. Первая выставка состоялась в зале Ямано в Токио. Это событие способствовало распространению айкидо и укрепило чувство единства внутри структуры Айкикай. В течение многих лет она проводилась в Хибия Кокайдо, а затем, начиная с 1977 года, в Ниппон Будокане, на его нынешнем месте. Кроме того, начало 1960-х годов характеризовалось стабильным ростом организации «Айкикай» по мере создания региональных и национальных университетских федераций. Наличие многочисленных университетских клубов способствовало распространению айкидо в японском деловом и профессиональном мире.
Ёсинкан, со своей стороны, привлекал к себе внимание, проводя множество публичных демонстраций. Роберт Кеннеди, брат Джона Ф. Кеннеди, в 1962 году стал свидетелем демонстрации айкидо Ёсинкан. Ёсинкан также удалось проникнуть в полицейские учреждения, чтобы предлагать обучающие программы. Обучение полиции по борьбе с беспорядками началось примерно в 1960 году, а Кёити Иноуэ начал обучать женщин-полицейских в столичном полицейском управлении Токио в 1967 году. В 1970 году он стал штатным преподавателем, и сегодня под его руководством находятся около 1000 женщин.
К середине 1960-х годов айкидо заняло своё место в ряду основных японских боевых искусств. Об этом искусстве писали в газетах, книгах и на телевидении. Кроме того, в додзё айкидо стали регулярно приходить иностранцы, что не ускользнуло от внимания японской общественности. Хотя такие фигуры, как Минору Мотидзуки, Тадаси Абэ, Масамити Норо, Аритоси Мурасигэ, Муцуро Накадзоно и, конечно, Тохэй, уехали за границу раньше, теперь Айкикай более систематически отправлял своих бывших учидэси в Европу и США. В список входят Тамура (Франция), Тада (Италия), Сэйити СУГАНО (Австралия), Ёсимицу ЯМАДА, Мицунари КАНАИ и Судзи МАРУЯМА (США), Кадзуо ЧИБА (Англия) и Кацуаки АСАИ (Германия)
К концу 1960-х годов основатель достиг преклонного возраста и был слаб здоровьем. Его кончина 26 апреля 1969 года ознаменовала конец эпохи. Киссёмару стал вторым досю после своего отца и продолжил руководить Айкикай. В Хомбу-додзё из числа учидэси, присоединившихся к Айкикай в начале и середине 1960-х годов, выросло новое поколение учителей. Среди тех, кто активно занимался, были Мицуги САОТОМЕ, Норихико ИЧИХАСИ, Масано Сасаки, Сидзуо ИМАИДЗУМИ, Кэндзи СИМИДЗУ, Нобуюки ВАТАНАБЕ, Мамору СУГАНУМА, Сэйсиро ЭНДО и Коретоси МАРУЯМА. Число иностранных студентов в додзё также достигло значительных масштабов, многие приезжали в Японию со всего мира специально для изучения айкидо. Кисшомару пользовался сильной поддержкой Осавы и многих инструкторов старой гвардии, которые присоединились к додзе в послевоенные годы. Однако, поскольку основателя больше нет на сцене, разница в методах обучения между Коичи Тохэем, который делал сильный акцент на КИ, и Киссомару и другими сиханами становилась все более очевидной. Лояльность внутри айкикай росла и разделялась. Попытки Тохэя навязать свои методы в Айкикай встретили сильное сопротивление, и в конце концов в сентябре 1971 года он основал КИ НО КЭНКУКАЙ за пределами Хомбу Додзё в напряжённой обстановке. К марту 1974 года ситуация значительно ухудшилась, и назревал серьёзный раскол. В конце концов, 30 апреля 1974 года Тохэй объявил о своей отставке, вызванной событиями, произошедшими во время поездок Киссёмару и Тохэя в США в апреле. В то же время он основал Синсин Тоицу Айкидо (Айкидо с согласованием разума и тела). Последствия этого разрыва были разрушительными как в Японии, так и за рубежом, особенно в США. Додзё пришлось выбирать, кому они будут верны, и вчерашние друзья стали сегодняшними врагами. Помимо неудобств и неприятных ощущений, которые испытали обе стороны, мир айкидо получил глубокий психологический удар, на восстановление после которого уйдут годы.
Начало 1970-х годов было трудным временем для Ёсинкан. Между Сиодой и одним из его спонсоров, который также управлял додзё, возник спор. Это привело к отставке спонсора, а также всего персонала офиса и всех инструкторов Ёсинкан Хомбу Додзё, кроме одного. Более того, додзё только что перенесли из центрального района Ёёги в труднодоступное место в пригороде Коганей. Хотя внешняя структура Ёсинкан осталась более или менее нетронутой, массовая отставка сильно ослабила его изнутри, и на восстановление преподавательского состава ушли бы годы.
К середине 1970-х годов ситуация в Айкикай стабилизировалась, и сын Киссёмару, Мориэру, становился всё более заметной фигурой. Как новый ВАКАСЕНСЕЙ, он готовился к тому, чтобы сменить своего отца на посту следующего Досю. Более того, Кисабуро Осава, ставший ДОДЁ-ХО, сам по себе стал заметной фигурой и много путешествовал за границей. Под влиянием политических событий в Европе, в частности во Франции, Айкикай решил создать официальную международную структуру, чтобы лучше контролировать развитие айкидо как в Японии, так и за рубежом. В результате в 1976 году была создана Международная федерация айкидо для зарубежных стран и Всеяпонская федерация айкидо для национальной сети. Система Айкикай в Японии уже была в достаточной степени организована, и создание национальной организации было скорее вопросом формы, чем содержания, и было направлено на достижение единообразия в структурах национальных организаций по айкидо. В системе Айкикай преобладала значительная инерция, а её ветви были широко распространены в японском обществе. Имея прочную базу в Японии и создав официальную международную структуру, Айкикай направил все свои силы на управление зарубежными активами.
В конце 1960-х — начале 1970-х годов в Айкикай появились новые лица, которые в 1980-х годах стали младшими инструкторами. Среди них были Масатоси Ясуно, Итиро Сибата, Сёдзи Сэки, Цурузо Миямото, Ёсиаки Ёкота и Хаято Осава. Они взяли на себя часть преподавательских обязанностей в Айкикай и часто ездили преподавать за границу.
Любое повествование о развитии Айкикай в Японии в 1970-х и 1980-х годах было бы неполным без упоминания об усилиях Ясуо Кобаяси. Бывший учидеси, Кобаяси основал своё первое додзё в Кодайре в 1969 году. С этого момента он тщательно выстраивал сеть школ, известных как додзё Кобаяси, которая к 1990 году разрослась до более чем 80 филиалов. Более того, этот подвиг был совершён исключительно в рамках структуры Айкикай. Ключом к успеху Кобаяси стала его способность создать корпус преданных инструкторов и наладить отличную коммуникацию. Структура его группы плоская, гибкая и лишена бюрократии.
В настоящее время айкидо является институционализированной частью японского общества. История Айкикай насчитывает более 40 лет и почти 1000 аффилированных додзё. Она пережила крупный раскол, вызванный уходом Тохэя, и множество других незначительных расколов, связанных с уходом учителей. Кажется, что преемственность руководства в следующем поколении Морихею Уэсибе обеспечена.
Додзё Ёсинкан Айкидо Хомбу, которому в этом году исполняется 35 лет, недавно создало МЕЖДУНАРОДНУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ЁСИНКАЙ АЙКИДО и объявило сына Сиоды, Ясухису, своим преемником. Несмотря на относительно небольшое количество занимающихся, Ёсинкан Айкидо очень хорошо известно как в Японии, так и за рубежом, и его новая организация, если ею хорошо управлять, должна способствовать стабильному росту. Айкидо Томики, имеющее прочную основу в Университете Васэда и в додзё Сёдокан в Осаке, продолжает развиваться по своему собственному пути, проводя соревнования. Оно находится под контролем Японской ассоциации айкидо и, судя по всему, будет стабильно развиваться благодаря прочной теоретической базе, оставленной Кэндзи Томики. Айкидо Синсин Тоицу находится в переходном периоде, поскольку руководство школой переходит от Тохэя к его преемнику Коретоси Маруяме. Группа страдала от многочисленных случаев дезертирства из рядов своих лучших учителей, как в Японии, так и за рубежом. Хотя личная репутация Тохэя остается неизменной, его организация Ки Но Кенкюкай в Японии все еще невелика, и большая часть ее оставшейся поддержки поступает от зарубежных филиалов додзе. Похоже, что Ёсэйкан Айкидо исчезнет с японской сцены боевых искусств, поскольку его основатель, Минору Мотидзуки, находится в преклонном возрасте, а сеть додзё не существует. Однако благодаря усилиям сына Мотидзуки, Хироо, у него есть сильная база во Франции, хотя и в изменённом виде. Кроме того, в Канаде и США существует несколько специализированных групп. МАНСЭЙКАН АЙКИДО, независимая группа, базирующаяся на Кюсю, под руководством Кансю СУНАДОМАРИ, хорошо организована и должна продолжать добиваться успехов в этом регионе. ТЕНДОКАН АЙКИДО, которым руководит Кэндзи Симидзу, ранее занимавшийся в Айкикай, имеет одно большое додзё в Токио и несколько филиалов в Европе. В Японии сегодня существует множество других небольших групп, использующих название «айкидо». Некоторые из них возглавляются людьми, отошедшими от мейнстрима, а другие — людьми, чьи связи с Морихэем Уэсибой или Сокаку Такэдой не были задокументированы. Синъэй Тайдо Нориаки Иноуэ, похоже, находится на грани исчезновения, поскольку его основателю уже за 90, а учеников у него мало.
Идеалистические цели, которых придерживался основатель айкидо Морихэй Уэсиба, хотя и не были достигнуты, вспоминаются и к ним стремятся многие, и, по-видимому, они не будут забыты. Как уникальному боевому искусству с гуманистическим уклоном, айкидо, похоже, суждено продолжать свой медленный, но уверенный рост и оставаться постоянной силой, направленной на улучшение общества.