Я - есть мой разум. часть VIII

автор: Маруяма Коретоши сенсей, основатель Айкидо Юишинкай

Поздравляю всех с Новым годом!

Каждый год, главный настоятель храма Киёмидзу в Киото, выбирает один-единственный иероглиф, который воплощает в себе его видение предыдущего года. Для 2018 года он выбрал иероглиф 災 «Беда» (Катастрофа, Бедствие).

На протяжении многих лет общественное мнение свидетельствовало, что политика японского правительства была не правильной. Говорилось о том, что нечистота («кегарэ», внутренняя грязь) отразилась на небо и землю, становясь причиной как природных, так и техногенных бедствий. Ныне правящий император признал свою ответственность и отрекся от престола (30 июня 2018). Когда это произойдет ( конец апреля 2019), начнётся новый отсчёт японского календаря.

Как это ни странно, но, хотя ныне правящий император сложил полномочия в прошлом году, мы должны ждать мая этого года, чтобы приветствовать нового императора.

Я молюсь о том, чтобы Новый год стал началом лучшей эпохи.

В моей предыдущей статье я говорил, что айкидо должно стремиться к «ай-нуке» в том значении, каким его наделял Сэкиун Харигая. Кэндзюцу, которое изучал Сэкиун, - это Синкагэ-рю, основателем которого был Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна.

Камиидзуми изучал Кагэ-рю с Айсу Кошичиро, который был сыном Айсу Ико (1452-1538). Ико, после интенсивного обучения работе с мечом,  уединился в пещере неподалеку от храма Удо в Кюсю Миядзаки,  когда ему было больше тридцати лет, чтобы достигнуть более глубокого понимания искусства владения мечом.

Причиной этого уединения стало то, что, как и Сэкиун, он устал от победы сильнейшего. Когда же он захотел отказаться от пути меча, один старик заставил его осознать, что «Боги не даруют понимания сути тем, кто слепо следует за теми, кто идет путём отвержения боли и радости  в поиске самоутешения. Напротив, Боги указывают путь только тем, кто идет более великим путем. И поэтому для истинного Японского будоки, почитающего Богов (вселенную), и ищущего единения с Богами, не существует такого простого решения, как жизнь в уединении.

Морихэй Уэсиба-сэнсэй до своего последнего вздоха никогда не заявлял об отходе от дел с целью уединённой жизни.

Результатом 21 дня аскетических практик Ико в пещере стали его следующие наставления:

- Не бойся. Не сдавайся. Не сомневайся. Не допускай, чтобы тебя сбили с толку. Наблюдай природу и учись у неё.

Именно так можно стать единым с Богами. Оставайся спокойным и бесстрастным (мудзюсин). Просто будь, наблюдай, как если бы ты смотришь сон.

Эти наставления были переданы Камиидзуми Исэ-но-ками и впоследствии Харигае Сэкиуну.

Сэкиун говорил, что «искусство фехтования – это просто-напросто поднимание и опускание меча».

Я также изучал Синкагэ-рю, достиг понимания  ханми и служил Морихэю Уэсибе-сэнсэю, который посвятил себя следованию пути богов днем и ночью.

Это позволило мне наблюдать Будоку, который следует более высоким путём.

 «Пламя зла поддерживается злом, словно топливом. Если лишаешь его топлива, пламя угасает. Чистое сердце беспредельно. Развивать чистое сердце - это путь богов», - так говорил Сэкиун Харигая, говоря о понятии «ай-нуке».