Концепция развития.

Введение.

Время идет, мы движемся вперед. В нашем додзе для многих подходит пора обучать, делиться своими знаниями с другими. Поэтому, возникла необходимость еще раз проговорить основы, на которых базируется развитие человека в рамках нашего додзе.

Этот текст предназначен в основном для инструкторов, так как здесь нет подробных объяснений понятий и принципов обучения.

Путь человека уникален, поэтому невозможно создать или описать методику развития. По этой причине данная концепция выражается в тезисах, с небольшими пояснениями. Цель – более четко определить в каком направлении мы движемся, что стоит в основе и какова последовательность этапов развития.

Часть первая. Основы.

Айкидо – это истинное Будо. ( Слова основателя Айкидо - Морихея Уесибы сенсея.)

Будо – это знания, открывающие глубокое понимание окружающего мира.

Понимание окружающего мира находится за рамками обычного дуального логического мышления. У человека существует два основных механизма восприятия. Первый, в большей степени связан с материальным телом. На «материальном уровне» все органы чувств работают как преобразователи различных видов воздействий в импульсы, поступающие в мозг по нервным волокнам. Далее, происходит обработка, создание образов… Вопрос очень сложный и интересный. Ученые очень близко подошли к пониманию механизмов работы мозга. Но для нас сейчас достаточно ограничиться пониманием, что это очень мощный компьютер, способный хранить невероятно большие объемы информации, в котором заложена программа самообучения. Как и любой компьютер на «материальном уровне» он имеет ограничения связанные с дуальностью, и сам по себе не может выйти за эти рамки, каким бы мощным он не был. Второй механизм восприятия связан с духом и органами чувств, второго порядка. Поэтому развитие духа принимает несколько иное понимание в отличие от общепринятого.

Что такое дух, что такое органы чувств второго порядка – эти понятия невозможно перенести на уровень дуального мышления. Но где искать ответ, подсказывает само название Юишинкай Айкидо 合氣道唯心会 .  Слово Ай Ки До очень объемное. Первый иероглиф говорит о слиянии, единении. По смыслу подходит образ ключа и замка. Но это слияние должно происходить на очень глубоком уровне. И универсальным средством для этого слияния – является Ки 氣. Этот механизм слияния нельзя рассматривать строго на технологическом уровне. В основе этого слияния лежит сердце, душа 心. Только при чистом, открытом сердце возможно правильное развитие чувственного восприятия, которое может привести к возможности слияния.

Именно данное слияние приводит к глубокому пониманию окружающего мира. Таким образом, мы подходим к тем понятиям, которые можно практиковать.

Два механизма восприятия очень важны, не должны исключать друг друга. При правильном развитии они друг друга дополняют. Но основную, ведущую роль должен играть дух. В современном обществе развитие духа, как механизм восприятия мира, не является приоритетной задачей. Поэтому со временем были утеряны не только способы развития духа, но и искажены многие понятия в этой области.

Примечание. Коретоши Маруяма сенсей, наш учитель, писал о том, что он делал попытки адаптировать Айкидо под западный менталитет. В результате от этих попыток пришлось отказаться и сейчас Юишинкай  Айкидо преподается только на принципах Будо, принципах, основанных на чувственном восприятии духа.

Основной целью наших занятий является развитие чувственного восприятия мира. ( не следует путать с эмоциональным восприятием )

Это не является конечной целью. Основы чувственного восприятия должны быть сформированы ко второму – третьему дану. Дальнейшее движение вперед – вопрос индивидуальный. Для нашего додзе, стоит задача дать возможность большому количеству людей восстановить утраченную возможность такого восприятия.

Что лежит в основе этого умения:

  1. Понятие тишины. Данное понятие имеет много уровней. Их сложно дифференцировать, так как многое зависит и от зрелости духа и от расширения ки, от понимания законов вселенной и от многих других аспектов, которые взаимосвязаны и проникают друг в друга. Но на первом этапе необходимо овладеть контролем над работой мозга. Мы не будем подробно разбирать этот вопрос. Ограничимся только тезисом – для развития правильного восприятия необходима внутренняя тишина.
  2. Расширение Ки. Наличие и умение расширять Ки крайне важно для чувственного восприятия. Отсутствие расширения и большое желание знать и понимать всегда приводит к иллюзорному восприятию. Это одна из особенностей мозга. Развив иллюзорное восприятие очень трудно вернуться в правильное русло развития. Поэтому для инструкторов необходимо делать особенный акцент в этом направлении. Механизмами контроля могут служить Ки тесты и парная работа при занятиях Айкидо.
  3. Чистота сердца, внутренняя чистота. Не следует это понятие путать с чистотой на уровне энергий. Энергетическая загрязненность является лишь следствием и упражнения связанные с очищением на этом уровне можно рассматривать только как подготовительные. Внутренняя чистота приходит как следствие осознанной работы духа. И на глубоком уровне она не возможна без открытости сердца, расширения Ки и так далее… Как видно, построить четкую логическую цепочку развития не возможно, так как все аспекты связаны между собой и необходима параллельная одновременная работа  во всех направлениях. Задача инструктора состоит в том, что бы в данный момент определить, на чем больше следует сконцентрировать внимание.
  4. Открытость сердца. Это понятие стоит рядом с понятием внутренней силы. Бывают люди с открытым сердцем, но если в них нет силы, то они долго не живут. Закрытое сердце – это защитная реакция организма на боль, которая в свою очередь является следствием нескольких причин. Этот вопрос сложный и выходит за рамки данного концептуального описания. Для работы в этом направлении инструкторам Геншинкан додзе нужно рекомендовать делать акцент на дыхательных практиках, мисоги и прежде всего практике Шогаку шуге.
  5. СинСинТоицу. Это понятие объединения души и тела. Существует много примеров и описаний этого состояния. С одной стороны оно вмещает в себя четыре предыдущих аспекта, и я бы подошел к этому вопросу как суммирующему. Любые знания, которые имеет человек, становятся действенными только в том случае, если он может их реализовать. В другом случае они бессмысленны. Тело и дух связаны между собой. Состояние духа должно выражаться во взаимодействии с окружающим миром.

Часть вторая. Практики.

В рамках нашего додзе мы занимаемся тремя основными практиками. Юишинкай Айкидо, Дза-дзен, Мисоги ( различные виды дыхания ). Каждая из практик, является абсолютно цельной и самодостаточной. Все они ведут к одной цели, но имеют разную форму и делают акценты на разные аспекты человека. У нас нет специальных правил, обязывающих практиковать и то и другое. Каждый человек решает сам, или прислушивается к мнению инструктора, какой из практик ему заниматься. Из первой части описания тезисов становиться понятно, что все аспекты очень глубоко связаны между собой и порой бывает необходимо использовать вторую практику, что бы продвинуться в первой.

Каждая практика сама по себе многогранна. Но мне хотелось бы акцентировать внимание на некоторых сторонах, которые являются уникальными и очень важными для обучения в Геншинкан додзе.

Юишинкай Айкидо. В первую очередь это боевое искусство. Существует много противоречивых мнений об Айкидо, как боевом искусстве. Вся проблема в понимании самого термина «Боевое искусство». Для западного менталитета «Бой», это всегда сражение, где в результате есть победитель. «Бой» это всегда результат противоречия. Как разрешить противоречие, если у вас крайне ограничено время? На обычном человеческом уровне такие противоречия разрешаются «силой». Но есть другие способы. Нужно найти причину противоречия и устранить ее в корне. Это возможно только через слияние на очень глубоком уровне. Еще более глубокий уровень мастерства –  когда вы находитесь всегда в том месте и в тот момент времени, где нет противоречий или можете создать условия, что бы эти противоречия не возникли. В этом суть Будо. Но все это возможно только при развитом духе и глубоком чувственном восприятии. Существуют другие практики, которые могут реализовать данную возможность. Но почему именно боевое искусство? Дело в том, что для правильной практики и быстрого продвижения нужен хороший стимул и реальность. Иначе продвижение будет медленным или в сторону иллюзий. Боевое искусство содержит в себе и хороший стимул и реальность. Но к сожалению, часто, человеческий разум часто подменяет само понятие боевого искусства как абсолютной реальности. Поэтому с первых занятий следует уделять особенное внимание понятию атаки. Второе очень важное – это развитие умного, быстрого и красивого тела. Оно не должно иметь страха и должно соответствовать духу. Айкидо дает такую возможность. И конечно, целостность этой практики определяется тем, что она дает возможность развивать все аспекты без исключения, перечисленные в первой части.

Дза-дзен. Чем более глобальна эта практика для сознания, тем меньше хочется о ней писать. В рамках описания концепции развития в Геншинкан додзе мы ограничились уровнем третьего дана Юишинкай Айкидо и поставили задачу развития чувственного восприятия. Мы однажды спросили у Хируто сенсея, почему дза-дзен такая тяжелая практика?

 Он сказал,

- Все зависит от того, какой уровень вы хотите достигнуть.

Дза-дзен, это практика ведущая кротчайшим путем к «вершине». Но не все могут посвятить ей все силы и все свое время. Поэтому на данном этапе, для нас очень важно, что дзен может научить нас «Тишине» и глубокой концентрации.

Мисоги. Эта одна из немногих практик, дающая глубокое очищение не только на энергетическом уровне, но и на уровне духа. Но на первых этапах обучения невозможно переоценить ее важность. Дело в том, что понимание жизни на уровне «чувств второго порядка» невозможно без правильного  дыхания. У 99% людей старше двадцати лет практически полностью атрофирован механизм дыхания, наполняющий тело жизненной силой и как следствие, понимание жизни с этой стороны становиться не возможным. Как правило, только Шогаку шуге может пробудить это дыхание. Все, кто практикуют в нашем додзе, об этом знают на своем опыте. Но не все помнят, что эта способность дышать уходит, если не практиковать мисоги. Второй крайне важный аспект, о котором уже говорили, это наработка внутренней силы, которая может дать возможность открывать сердце.

Выше перечисленное не является описанием данных практик. Это те грани и возможности, которые можно использовать и на которых стоит делать акцент при развитии в рамках занятий в Геншинкан додзе.

Часть третья. Уровни.

Для инструкторов, которые будут вести занятия в своих залах, и принимать экзамены, важно понимать концепцию роста по уровням. Мы говорили о том, что каждый человек уникален и развитие духа нельзя описать критериями, ввести единицу измерения или отталкиваться от определенных внешних умений. Поэтому в основе оценки движения вперед, лежит индивидуальная динамика развития. Нельзя сравнить двух людей, но можно заметить изменения в одном человеке. Это является одним из главных критериев, по которым можно определить готов ли человек к сдаче следующего экзамена на очередной Кю или Дан.

Тем не менее, существует некоторая привязка определенных умений к уровням, существующим в Юишинкай Айкидо. Помимо умений, необходимо понимать какие основы закладываются на каком уровне. Поэтому необходимо обозначить некоторые вешки, по которым можно двигаться вперед от шестого Кю до третьего Дана.

6 Кю. На шестом Кю достаточно выучить основную форму движения требуемых техник в режиме Котай. К этому времени, человек должен быть знаком с основами техник укеми. Желательно, что бы экзамен сдавался как в качестве наге, так и в качестве уке. ( это относится ко всем уровням )

5 Кю. Относительно свободное владение укеми в медленном режиме. Более свободное владение телом в режиме Дзюнтай и основы чувствования партнера.

4 Кю. Более глубокое, основательное понимание техник Котай. При выполнении техник Дзюнтай, экзаменующийся должен продемонстрировать понимание связи между Котай и Дзюнтай.

3 Кю. Закладываются основы чувствования партнера с точки зрения ритма. Особое внимание уделяется состоянию «сэйси». Техники выполняются в режиме рютай.

2 Кю. Ко второму Кю должны быть заложены основы чувствования Ки партнера. ( еще раз повторю, что есть люди изначально обладающие хорошей чувствительностью. Для них требования по чувствованию Ки возрастают ). Следует особое внимание уделить техникам с захватом сзади.

1 Кю. Свободное понимание Ки и ритма партнера, относительная свобода движений. Основы парного взаимодействия на уровне КИ. (Желательно, что бы уке был не ниже 1 ого Кю.) Поток Ки не должен прерываться от перехода к следующей техники.

1 Дан. Свободное владение техниками. Ведение партнера на уровне Ки. Расширение Ки, концентрация, чувство ритма должны дать возможность выполнить рандори с тремя уке.

Все уровни Кю являются подготовительными. С первого дана, когда инструмент для внутренней работы подготовлен, начинается более глубокая работа над собой с точки зрения айкидо, взаимодействия с партнером. Вопросы слияния, тихого разума, принятия атакующего выходят на передний план.

2 Дан. Если на первый дан демонстрируются основы перечисленных умений, то на второй дан должно быть продемонстрировано уверенное владение данными умениями.

3 Дан. С третьего дана начинается работа над внутренним состоянием, позволяющим передавать знания. Поэтому к экзамену должна быть заложена основа сильного, открытого сердца. Концепция рандори абсолютно меняется.