Когда речь идет о гармоничном развитии человека, то чаще всего в аспекте боевых искусств, мы говорим о физическом развитии и развитии духа.

Но что имеется ввиду?

Так устроено природой, что дети быстрее всего и гармоничнее всего развиваются в игре. Для любого ребенка, как только он родился, познание окружающего мира, умение в нем жить и как следствие - развитие, представляет собой игру. Мы стараемся подобрать такой режим тренировки, чтобы детям было интересно, и одновременно шел процесс правильного формирования организма. Врачи говорят что сейчас практически нет здоровых детей. Они правы. Так показывает опыт. Так как все дети очень разные, заболевания у всех разные, значит нужен индивидуальны подход к каждому ребенку. По мере возможностей мы пытаемся это делать. Поэтому детские группы у нас не многочисленные, не более 8 человек. В таких группах работают как правило два инструктора. (или инструктор и помощник). Основатель Айкидо Юишинкай - Коретоши Маруяма сенсей говорит, что эта практика истинное Будо. Когда его спрашивают,

- Что такое истинное Будо?

он отвечает,

-Это наука о жизни, которая помогает человеку пройти весь его жизненный путь от рождения до смерти. Человек должен жить долго и счастливо, но для этого очень важен вопрос здоровья.

Именно поэтому, не зависимо от того идет ли речь о занятиях с детьми или со взрослыми, мы ставим приоритет именно на здоровье. Но подход в методике обучения детей и взрослых может сильно отличаться. Ребенка важно научить правильно двигаться - ходить, бегать, кувыркаться, падать. Научить правильно общаться с окружающим миром. Быть внимательным. Уметь легко справляться со стрессами. Все эти вопросы одинаково важны и для занятий со взрослыми. Разница в том, что процесс обучения у детей идет через игру, естественным образом, где инструктор помогает и корректирует процесс. 

Вопрос воспитания духа тоже очень многогранный. Но если говорить о детях, то мы делаем акцент на умении налаживать взаимоотношения с окружающим миром. И первая задача, научить ребенка не агрессивному поведению.

Дело в том, что поведение человека в большей степени зависит от его подсознания. То что закладывается на глубоком уровне сильно влияет на восприятие мира и как следствие, на его поведение. Все что человек делает в жизни, диктуется его внутренним мировосприятием и правилами, которые диктует социум. Очень часто это приводит к внутреннему конфликту.

Можно рассмотреть простой пример формирования подсознания. Родители часто отводят детей заниматься единоборствами. Они это делают для того, что бы ребенок стал сильным и в сложной ситуации мог постоять за себя. Дети стоят друг против друга и учаться наносить удары. Конечно, тренер им обязательно скажет, что они не должны применять это в жизни, что драться можно только в крайнем случае, защищая свою жизнь или жизнь близких. Но формирование подсознания о котором мы говорим закладывается в такие моменты. На глубоком уровни формируется реакция на опасность на стресс на сложную ситуацию Ее не возможно двадцать четыре часа в сутки контролировать. А она формируется в течение таких тренировок. Придите на такую тренировку и посмотрите, что ребенок вкладывает в каждый свой удар... С каждым ударом он формирует у себя в подсознании цепочку - есть опасность - защищайся - бей. Но опасность это не только когда тебя бьют. Любое посягательство на твои интересы запускает эту цепочку. Это не значит, что человек сразу будет бить. Он будет искать адекватное действие, которое подскажет его суть... Результат - мы не можем согласиться с адекватностью того, что происходит вокруг нас. Мы живем в постоянной войне. Маленькой или большой - это не важно. Это тупиковое развитие человека. Потому что всегда на смену сильному приходит более сильный.

Айкидо формирует у человека иной подход к взаимодействию. При появлении опасности, нужно научиться менять обстоятельства так, что бы она не нанесла вреда ни атакующему, ни тому, кого атаковали. Для того что бы сформировать в себе такое умение необходимо быть очень внимательным и уважать намерение атакующего. Воспитание этих качеств - задача Айкидо на первых этапах обучения. Именно на этих принципах закладывается правильное , гармоничное развитие духа человека.